Существует такой подход к обучению, при котором весь скучный лекционный материал размещается в Интернете, чтобы можно было более активно учиться в классе. Насколько хорош такой подход?
Такой способ обучения называется смешанным или «перевернутым классом». Если такое обучение хорошо организованно, активной части в нем достаточно много. Однако активное изучение предмета должно происходить не только в классе.
Существуют способы использовать для активного обучения онлайн-пространство. Активное обучение – это, по сути, любая часть курса, которая включает в себя какое-либо «взаимодействие», а не просто пассивное выполнение заданий. Учащиеся вовлекаются в деятельность, которая помогает им исследовать предмет, применять, создавать и интегрировать знания.
Учитывайте также человеческий фактор: любые типы межличностных взаимодействий, такие как «учащийся-учащийся» или «учащийся-преподаватель», подходят под определение. Однако учащиеся также могут взаимодействовать со своей физической или виртуальной средой, и это тоже может считаться активностью.
Тот факт, что ваш курс существует в онлайн-формате не означает, что вы должны разрабатывать учебные мероприятия, которые включают в себя только чтение веб-страниц или учебных пособий в течение всего урока. Вот список идей по четырем категориям для активного обучения в Интернете:
Взаимодействие «учащийся-учащийся»:
– групповой мозговой штурм (вебинары, чаты);
– групповая ролевая игра (вебинары);
– совместное обсуждение выполненных работ (вебинары, чаты, форумы);
– изучение виртуального мира в команде (поиск в Интернете с последующим обсуждением);
– создание наглядных плакатов для совместного использования с классом (использование онлайн-сервисов для создания виртуальных досок);
– создание презентаций для совместного использования с классом (использование онлайн-сервисов для создания презентаций, при этом желательна совместная работа учеников над одной презентацией);
– асинхронные совместные учебные мероприятия (например, разнообразные проекты);
– творческое письмо (в группах или индивидуально), которым делятся со сверстниками;
– обсуждения в группах совместного обучения (видеочат в реальном времени или через асинхронный дискуссионный форум).
Взаимодействие «учащийся-преподаватель»:
– мастер-классы (вебинары или демонстрация экрана своего компьютера );
– вопросы «на размышление» (подталкивание к рассуждениям учеников на вебинарах или в чате);
– обсуждения в группах совместного обучения (видеочат в реальном времени или через асинхронный дискуссионный форум).
Взаимодействие «учащийся-виртуальная среда»:
– интервьюирование людей (ученики берут интервью у других людей по email, с помощью мессенджеров и т.д.);
– индивидуальное изучение виртуального мира (ученики исследуют Интернет для сбора информации по определенной теме);
– онлайн-викторины (оцениваемые и не оцениваемые), обеспечивающие немедленную обратную связь (ученики проходят онлайн-тесты);
– асинхронные индивидуальные учебные мероприятия (например, проекты).
Взаимодействие «учащийся-физическая среда»:
– интервьюирование людей (ученики берут интервью у людей в реальной жизни и переносят информацию в онлайн-формат);
– домашние лаборатории (ученики проводят опыты дома и переносят информацию в онлайн-формат);
– сбор и анализ реальных данных (ученики собирают статистику по определенной теме и результаты переносят в онлайн-формат);
– учебные мероприятия, которые применяют содержание урока в реальных жизненных ситуациях (ученики применяют знания из онлайн-лекции на практике).
Этот список не является исчерпывающим. Какую бы активную учебную деятельность вы ни выбрали для своего онлайн-курса, помните о цели. Спросите себя, к какому результату приведет это учебное задание и хорошо ли оно с ним согласуется? Если вы можете четко ответить на этот вопрос, значит, вы на правильном пути.